Аннотация к программе внеурочной деятельности «Риторика» Рабочая программа кружка «Риторика» составлена на основе: 1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145 – ФЗ, от 06.04.2015 № 68 – ФЗ, от 02.05.2015 № 122 – ФЗ); 2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577); 3. Авторской программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». 5. Основной образовательной программы основного общего образования Верхнебешкильской ООШ филиала МАОУ Слобода-Бешкильской СОШ Исетского района Тюменской области. 6.Учебного плана Верхнебешкильской ООШ филиала МАОУ Слобода-Бешкильской СОШ Исетского района Тюменской области на 2018 – 2019 учебный год. Курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. Задачи предмета – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Цели обучения - обучение умелой, искусной речи; - обучение умению выражать собственные мысли собственными словами. - успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи. Задачи обучения - сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей; - способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях; - научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи. - освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. В программе выделяется два смысловых блока: - первый – «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой; - второй – «Речевые жанры», - соотносится с «Частной» риторикой (роды, виды, жанры). Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении. Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т.д. Второй блок – «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются ввиду жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурносмысловые и стилевые особенности. Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Методы и приёмы преподавания Курс риторики в школе – сугубо практический. Необходимо школьника научить эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. На уроках риторики особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно–импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция. Итак, основная задача школьной риторики – формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. Школьная риторика – предмет с чётко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений; - большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.); - понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической установке курса. Риторика 8-й класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2002 Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеофильмов и слайдовых презентаций. 1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107. 2. Риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», 2012.