Риторика

Аннотация к программе внеурочной деятельности «Риторика»
Рабочая программа кружка «Риторика» составлена на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145 – ФЗ, от
06.04.2015 № 68 – ФЗ, от 02.05.2015 № 122 – ФЗ);
2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г
№ 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015
№ 1577);
3. Авторской программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы.
Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100».
5.
Основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
Верхнебешкильской ООШ филиала МАОУ Слобода-Бешкильской СОШ Исетского
района Тюменской области.
6.Учебного плана Верхнебешкильской ООШ филиала МАОУ Слобода-Бешкильской СОШ
Исетского района Тюменской области на 2018 – 2019 учебный год.
Курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических)
умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ –
учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах
деятельности.
Школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. Задачи предмета –
обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики –
обучение эффективному общению, общающийся человек.
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется
коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так
и духовного плана.
Цели обучения
- обучение умелой, искусной речи;
- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
- успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и
несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи обучения
- сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
- способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
- научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё
коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
- освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
В программе выделяется два смысловых блока:
- первый – «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой;
- второй – «Речевые жанры», - соотносится с «Частной» риторикой (роды, виды, жанры).
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми,
которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о
коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и
т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где,

когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение
ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и
партнёра), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная)
ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста;
риторические фигуры, качество речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте
речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как
разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, то есть текст
определённой коммуникативной направленности. Имеются ввиду жанры, которые
существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации,
хроники и т.д.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурносмысловые и стилевые особенности.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о
том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в
современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для
формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Методы и приёмы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Необходимо школьника научить
эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей
коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д.,
поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
На уроках риторики особое место занимают специфические приёмы работы: риторический
анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие
дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно–импровизационных
способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка,
видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция.
Итак, основная задача школьной риторики – формирование такой личности, которая могла
бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой
ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со
своим замыслом, коммуникативным намерением.
Школьная риторика – предмет с чётко выраженной практической направленностью, где
большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
- большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах
деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать
собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
- понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической
установке курса.
Риторика 8-й класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:
Баласс, 2002
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование видеофильмов и слайдовых презентаций.
1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система
«Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
Стр. 94-107.
2. Риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.
Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».