01.09.2023
УВАЖАЕМЫЕ
РОДИТЕЛИ, УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ!
В МБОУ СОШ №2 им.
Б. М. Ляха г. Туапсе РАБОТАЕТ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ)
Школьная служба примирения (медиации) является
социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов,
педагогов, учащихся.
Целью деятельности
службы является содействие профилактике правонарушений и социальной
реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов
восстановительного правосудия.
Задачами деятельности
школьной службы примирения (медиации) являются:
1. Проведение
примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций
криминального характера.
2. Обучение школьников
методам урегулирования конфликтов.
Состав школьной служба примирения (медиации):
Рубанова Нина Олеговна – председатель
комиссии;
Романенко Светлана Вадимовна –
заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьной службы
примирения (медиации);
Коваль Сергей Гаврилович - социальный
педагог, куратор;
Манучарова
Сусанна Владимировна – ответственный по технике безопасности и охране труда с
обучающимися, куратор;
Кочконян Мария Альбертовна – советник директора по воспитательной работе,
куратор.
Положение о школьной службе примирения (медиации)
1.Общие положения
1.1. Школьная служба примирения (медиации)
является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих
усилий учащихся.
1.2. Школьная служба примирения (медиации)
действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего
Положения.
2.Цели и задачи школьной службы примирения
(медиации)
2.1. Целью деятельности службы
является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации
участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов
восстановительного правосудия.
2.2. Задачами деятельности службы
являются:
2.2.1. Проведение примирительных программ для
участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
2.2.2. Обучение школьников методам
урегулирования конфликтов.
3. Принципы деятельности школьной
службы примирения (медиации)
3.1. Деятельность службы
основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как
добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное
согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий
обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения.
Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни,
здоровья и безопасности.
3.1.3. Принцип нейтральности,
запрещающий школьной службе примирения (медиации) принимать сторону одного из
участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба не выясняет вопрос
о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым
посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования школьной
службы примирения (медиации)
4.1. В состав школьной службы
примирения (медиации) могут входить учителя, родители, прошедшие обучение
проведению примирительных программ.
4.2. Руководителем службы может быть
социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на
которого возлагаются обязанности по руководству школьной службой примирения
(медиации) приказом директора школы.
4.3. Вопросы членства в службе,
требований к учителям, рордителям, входящим в состав службы, и иные вопросы, не
регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом,
принимаемым школьной службой примирения (медиации) самостоятельно.
5. Порядок работы школьной службой
примирения (медиации)
5.1. Школьная служба примирения (медиации) может
получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от
педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы.
5.2. Школьная служба примирения (медиации)
принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в
каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении
информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в
случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если
действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение
для проведения программы также необходимо согласие родителей.
5.4. В случае если примирительная программа планируется на
этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность
администрация школы и при необходимости производится согласование с
соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры с родителями и
должностными лицами проводит руководитель службы.
5.6. В случае, если конфликтующие стороны не достигли
возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного
руководителя.
5.7. Примирительная программа не может
проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и
крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут
участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.8. Школьная служба примирения (медиации)
самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном
случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной
программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты
фиксируются в примирительном договоре.
5.10. При необходимости служба передает копию
примирительного договора администрации школы.
5.11. Школьная служба примирения (медиации)
осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в
примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При
возникновении проблем в выполнении обязательств, служба помогает сторонам
осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. При необходимости служба содействует в
предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по
социальной реабилитации.
6. Организация деятельности школьной
службы примирения (медиации)
6.1. Школьная служба примирения
(медиации) по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для
сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать
иные ресурсы школы – такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские
принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы
оказывают службе содействие в распространении информации о деятельности службы
среди педагогов и школьников.
6.3. Служба имеет право пользоваться
услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует
школьной службе примирения (медиации) в организации взаимодействия с
социальными службами и другими организациями.
6.5. В случае если примирительная программа
проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация
школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного
договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих
личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного
потерпевшему.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента
утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение
вносятся директором школы по предложению школьной службы примирения (медиации)
или органов школьного самоуправления.
План работы школьной службы примирения (медиации)
МБОУ СОШ №2 им. Б. М. Ляха г. Туапсе на 2023-2024 учебный год
Основная цель школьной службы примирения (медиации) –
формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для
полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с
законом.
Основные задачи:
· сократить общее количество конфликтных ситуаций, в
которые вовлекаются дети, а также их остроту;
· повысить эффективность ведения профилактической и
коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального
поведения учащихся;
· сократить количество правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними, в том числе повторных;
· повысить квалификацию работников образовательной
организации по защите прав и интересов детей;
· обеспечить открытость в деятельности образовательной
организации в части защиты прав и интересов детей;
· создать условия для участия общественности в решении
актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
· оптимизировать взаимодействие с органами и
учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
· оздоровить психологическую обстановку в
образовательной организации.
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Организационное заседание. Планирование мероприятий на год. |
Сентябрь, 2023 г |
Члены школьной службы примирения (медиации) |
2. |
Организация информационных просветительских мероприятий для
педагогических работников по вопросам школьной медиации |
Сентябрь, 2023 г. |
Администрация школы, члены |
3. |
Проведение классных часов на тему: «Знакомство со службой школьной
медитации», 5-9 классы; «Разрешение конфликтных ситуаций в школе», 5-9 классы |
Сентябрь-май, 2023-2024 уч.г |
Классные руководители, социальный педагог |
4. |
Психологические игры на сплоченность, 1-4 классы; Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления», 1-4 классы |
В течение года (по запросу) |
социальный педагог |
5. |
Проведение ознакомительной встречи с родителями на собрании общешкольного
родительского комитета (1-9 классы). |
Октябрь,2023 г. |
Администрация школы |
6. |
Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и
правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования |
В течение года |
Руководитель службы |
7. |
Анкетирование учащихся 5 – 9 классов по выявлению причин конфликтов |
Октябрь,2023 г. |
Классные руководители педагог – психолог |
8. |
Сотрудничество с Советом профилактики школы |
В течение года |
Члены службы |
9. |
Обучение медиаторов восстановительным программам |
Один раз в четверть |
социальный педагог |
10. |
Размещение информации о работе службы школьной медиации на школьном
сайте. |
В течение года |
Члены службы, администратор школьного сайта |
11. |
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в
соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного
журнала для дальнейшего мониторинга |
В течение года |
Социальный педагог |
12. |
Разработка: «Памятки для медиатора» «Памятки для педагога» |
Октябрь,2023г. |
Члены службы |
13. |
Оформление информационного стенда о работе службы школьной медиации |
Сентябрь, 2023 г. |
Члены службы |
14. |
Подведение итогов работы службы за год |
Май, 2024 г. |
Члены службы |
Программа
школьной службы медиации
Пояснительная записка
Школьная медиация- актуальная проблема для
образовательной системы России. Школа – это срез общества и для нее характерны
разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками,
между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и
чреваты травматическими последствиями для всех сторон.
Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале
1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется
достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.
Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе
альтернативных методов разрешения споров (ст. 2. Федерального
закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). При
этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров –
как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона – медиатор –
не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того,
должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Медиатор –
это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в
урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу
спора.
Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности,
добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений,
основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при
условии предоставления равных прав всем сторонам спора.
Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон.
Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере
удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее
жизнеспособным и стабильным.
Метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми
участниками образовательного и воспитательного процесса.
«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология,
рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании
и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей
школы.
Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и
отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему
возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта
задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и,
конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка
занимает общение со сверстниками.
Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в
безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для
него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального
психофизического и интеллектуального развития.
Цель: распространение среди учащихся, родителей
и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры
конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении,
в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности
каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение
собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим
интересам);
Задачи:
1. проведение
примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов
сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов;
2. создание безопасной среды, благоприятной
для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать
решения и отвечать за свои поступки;
3. информирование
учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ,
Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, методического пособия «Школьная
медиация», часть I //А.Ю. Полилей, В.В.Хилькевич
Сроки реализации программы:
Программа школьной
службы медиации рассчитана на 2023-2026 гг.
Медиация в образовательном учреждении включает несколько направлений:
- Ребёнок – ребёнок (когда
учащиеся самостоятельно не могут разрешить, созданную ими,
конфликтную ситуацию)
- Родитель-ребенок (когда
родитель не может найти взаимопонимание со свои ребенком).
- Родитель-Родитель (когда
родители учащихся одного класса не могут найти компромисс своими силами).
- Родитель – Школа (когда
руководство школы ориентируется на бесконфликтное разрешение спора с
родителями).
Процедура медиации
основывается на следующих принципах:
1. Равноправие сторон — стороны в процессе
медиации имеют равные права: в выборе медиатора, процедуре, поведении,
информации, в оценке приемлемости предложений, условий соглашения и т.п.
2. Нейтральность посредника — у медиаторов есть
такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внутренне
«пустым», никакого личностного отношения к сторонам у него быть не должно,
важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии
решения. Этот принцип неразрывно связан с принципом равноправия сторон, если
только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпатизирует другой
стороне, процесс медиации будет сорван и медиатор может быть обвинен в сговоре
со второй стороной. В то же время опытные медиаторы советуют, что если все же
медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то в этом
случае он обязан прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать
себе другого медиатора.
3. Добровольность — никто не может заставить
стороны прийти на переговоры, если они этого не хотят. Необходимо обоюдное
согласие сторон на участие в медиации, стороны сами могут выбрать себе
посредника. В отличие от судебного заседания в медиации каждая сторона имеет
право выйти из переговоров в любое время. Точно так же, если одну из сторон не
устраивает предложенная кандидатура медиатора, она может попросить о его
замене.
4. Конфиденциальность — вся информация, которая
становится известной в ходе проведения медиации, является закрытой и
ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиатор предупреждает об
этом стороны и по окончании медиации уничтожает все записи, которые он вел в
ходе переговоров. Точно так же медиатор не может сообщить одной из сторон
информацию, полученную от другой, передача информации сообщается только с
согласия стороны. Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о
готовящемся или совершенном преступлении, принцип конфиденциальности не будет
работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает
сторонам, сообщает также и о том, что если он будет вызван в суд в качестве
свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет.
Надо заметить, что подобное замечание противоречит действующему
законодательству (ст. 56 УПК РФ) и может повлечь за собой определенные санкции,
предусмотренные законом (ст. 308 УК РФ). Нарушения законодательства не будет
только в случае, если медиатор является адвокатом.
Кокус в медиации – это процедура,
когда посредник (медиатор) общается с каждой из сторон на индивидуальной
основе, чтобы выявить причину конфликта.
Содержание программы
Направления |
Разделы программы |
Ребёнок – ребёнок |
Индивидуальные беседы с одним или несколькими
медиаторами, профилактические беседы по классам, дискуссии |
Родитель – ребёнок |
Кокус, выработка и принятие соглашения,
социально – педагогическое сопровождение ребёнка |
Родитель – родитель |
Презентация обеих сторон, кокус, выработка и
принятие соглашения, выход из медиации |
Родитель – школа |
Презентация обеих сторон, кокус, выработка и
принятие соглашения, выход из медиации |
Механизм реализации Программы
“Служба школьной медиации”
Координацию
деятельности по реализации Программы “Служба школьной медиации” осуществляет её
руководитель, который назначается приказом директора школы. В состав службы
школьной медиации могут входить участники образовательного процесса: социальный
педагог, психолог, педагоги.
Служба определяет
содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их
выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в
работе.
Основными
исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, входящие в состав
службы.
Мероприятия по реализации Программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Организация работы службы медиации согласно запросам участников
образовательного процесса и родителей |
В течение всего срока реализации программы |
Руководитель службы, медиаторы |
2. |
Беседы с педагогами на тему: «Основные типы конфликтов» |
Сентябрь, октябрь |
Медиаторы |
3. |
Беседы с педагогами на тему: «Различные типы исхода конфликтной ситуации» |
Ноябрь, декабрь |
Медиаторы |
4. |
Психолого – педагогическое консультирование для родителей «Трудные и
критические периоды взросления» |
По запросу |
Медиаторы |
5. |
Психолого – педагогическое консультирование для педагогов «Самые
распространенные конфликты» |
В течение учебного
года |
Медиаторы |
6. |
Беседы с родителями «Типы конфликтов и способы их преодоления» |
По запросу классных
руководителей |
Медиаторы |
7. |
Беседы по классам «Стили общения со сверстниками» |
Февраль, март |
Медиаторы |
8. |
Консультации для родителей «Чувство взрослости. Как помочь подростку справиться со своим
состоянием?» |
По запросу родителей |
Медиаторы |
9. |
Психолого – педагогическое консультирование родителей по запросу |
По мере необходимости |
Медиаторы |
10. |
Беседы по классам «Я и взрослый: возможные конфликты – как их избежать?» |
Ноябрь, декабрь |
Медиаторы |
11. |
Обсуждение с администрацией школы вопроса об эффективности работы службы
по итогам осуществления программы |
По итогам каждого года |
Руководитель службы, медиаторы |
Ожидаемые результаты
В процессе
реализации программы “Служба школьной медиации” создаётся безопасная среда для
учащихся, благоприятная для их становления и развития, позволяющая избежать
конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном процессе.
Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся,
формирование толерантности в современном образовательном пространстве и
повышение психологической культуры личности сторон образовательного процесса,
развитие гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного
процесса. Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах
добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу. Формируется
умение предупреждать конфликты или разрешить их мирным путём.
Роль
родителей и мини-медиация
(отрывок из книги Коновалова
А.Ю. «Школьные службы примирения и восстановительная культура школы»).
«Конфликты между семьей и школой
ложатся всей тяжестью на ребенка.
Родители солидаризуются
с не всегда справедливыми обвинениями ребенка школой,
чтобы избавить себя от навязываемой ею над ним опеки».
Януш Корчак.
Когда родители сталкиваются с тем, что их
ребенок совершил проступок (и тем более правонарушение), им очень сложно понять
и принять случившееся. Их представления о заботе и воспитании своего ребенка
испытывают тяжелый удар: они воспитывали в нем добро, а он совершил нечто, что
не укладывается у них в голове. Они начинают обвинять себя или не оправдавшего
их надежд ребенка, начинают отрицать возможность произошедшего: «наш мальчик
никак не мог такого сделать» [1].
Часто при разборе ситуации всплывают еще какие-то проступки ребенка, на которые
раньше не обращали внимания (ругань матом, курение, конфликты с учителями и
пр.), что еще усугубляет родительскую растерянность. Негативная реакция и
осуждение со стороны родственников, педагогов, родителей одноклассников
оставляет родителей в кольце непонимания и отчуждения, один на один со своей
бедой.
Родители начинают
чувствовать стыд, что они каким-то образом стали причиной насильственного
поведения своего ребенка и не понимают, как справиться с этим состоянием.
Представим, что
родители с ребенком вызваны в школу к директору, где им предстоит непростой
выбор:
·
Либо они должны будут защищать и оправдывать своего
ребенка, что усиливает его безответственное поведение. Школа при этом может
попытаться навесить на родителей ярлык «скандальных», «неадекватных»[2]
и не идущих на контакт (школа при желании легко может обвинить родителей
подростка, либо как чрезмерно строгих, или как чрезмерно добрых, или как
непоследовательных, и потому виновных в плохом воспитании ребенка). В
результате и без того порой не очень высокий авторитет родителей в глазах их
ребенка падает. Тем более что некоторые подростки начинают приписывать вину[3]
за свое поведение родителям, пытаясь манипулировать ими и переложить на них
ответственность.
·
Либо родители присоединяются к обвинениям школы, и
ребёнок теряет последнюю поддержку в лице самых близких людей. Разрыв между
ребёнком и родителями усиливается. Ситуация еще осложняется, если ребенок не
считает себя виноватым (например, в конфликте учитель-ученик).
Многим родителям
пострадавшего тоже бывает непросто. С одной стороны они хотят вмешательства и
быстрого решения со стороны администрации, а с другой - отношения
одноклассников к их ребенку не как к ябеде, доносчику и слабаку. Но
административными приказами этого не добьешься. Некоторые хотят привлечь
внимание других родителей других учеников класса к конфликту, но чтобы при этом
никто из них не обсуждал со своими детьми и не формировал негативное отношение
к пострадавшему ребенку (а это соблюсти непросто). Еще родителей часто
интересует, как их детям перестать быть «белыми воронами» и как дети должны
себя вести, чтобы их не травили одноклассники. Иногда обидчик оказывается
единственным человеком, который может дать ответ на этот вопрос.
Сам пострадавший
ребенок тоже мечется между активностью защищающих его родителей и тем, как к
этому отнесется класс, где ему приходится находиться каждый день. Бывает и так,
что дети помирились, а родители продолжают ссориться и усиливать конфликт
вопреки желанию своих детей. А случается, что дети используют своих родителей
как «дубинку», манипулируя ими, давая неточную одностороннюю информацию,
натравливая родителей на своих врагов. Не имея полной информации, родители
совершают опрометчивые поступки и ввязываются в конфликт.
Всё это говорит о том,
что иногда прямо на предварительной встрече необходимо провести мини-медиацию
между ребенком и родителями для прояснения ситуации конфликта (правонарушения),
примирения между ними и затем обсуждения роли каждого на встрече со второй
стороной конфликта.
Мини-медиация не
является полноценной программой. Ее задача - более полная подготовка семьи к
участию во встрече со второй стороной. Но если конфликт в семье действует
разрушающе, медиатор может предложить провести отдельно программу примирения в
семье между подростком и родителями или включить в работу психолога.
Иногда родители
пытаются нанять адвоката, выплатить ущерб и тому подобное. Их желание защитить
ребенка и оградить его от неприятностей можно понять, но в результате они
перекладывают ответственность своего ребенка на себя [4].
Но это их ребенок причинил вред, и будет плохо, если это повторится снова. В
безопасной атмосфере медиации можно обсуждать, какую часть ответственности
примут на себя родители, а какую – сам ребенок. Кроме того, родители тоже
испытывают на себе последствия конфликта: отпрашиваются с работы на встречу с
директором, тратят деньги на адвокатов, возмещают ущерб, переживают. Медиатор
обязательно ставит перед семьей вопрос, как проявится участие ребенка в
исправлении последствий конфликта. Если у ребенка нет денег, может быть он
будет по вечерам мыть посуду? Или летом будет крыть крышу вместо отца, пока тот
зарабатывает в городе деньги? Или возьмет у родителей взаймы, а за лето
заработает и вернет родителям? Это примеры реальных договоров разного возраста
детей и их родителей о возмещении материального ущерба.
4 Если под
ответственностью понимать наказание, то конечно родители стараются защитить
ребенка от наказания, но если под ответственностью понимать осознание и
соглашение по исправлению ситуации – то для ребенка это будет даже полезно.
[1] Это
становится понятным, если принять, что поведение подростков сильно зависит от
среды. В доброжелательной домашней среде они становятся доброжелательными, в
агрессивной подростковой среде оказываются агрессивными, в отстраненной
школьной – равнодушными и так далее. Это не значит, что они где-то
притворяются, а говорит об их пластичности.
[2]
Трудно быть адекватным, если с твоим ребенком беда.
[3]
Например, фраза детей «Я не просил меня рожать!».