Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Бориса Митрофановича Ляха г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район Приложение 1 к основной образовательной программе среднего общего образования ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета Протокол № 1от 29августа 2022 года Введено в действие приказом от 29 августа 2022 года № 255 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе ________________ К.Ю. Исаева УЧЕБНЫЙ ПЛАН на уровень среднего общего образования для 10 - 11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 имени Героя Советского Союза Бориса Митрофановича Ляха г. Туапсе, муниципального образования Туапсинский район на 2022-2023 учебный год \ г. Туапсе , 2022 г. Учебный план на уровень среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 имени Бориса Митрофановича Ляха г. Туапсе на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Цели и задачи образовательной организации Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования является создание воспитательно-образовательной и информационной среды, способствующей получению обучающимися современного качественного образования, духовному, нравственному, физическому развитию, становлению личности, её индивидуальности, самобытности и уникальности. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение современного качественного образования в соответствии с государственными стандартами образования; развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию образовательной деятельности, через систему кружков, секций с использованием возможностей учреждения дополнительного образования; овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу успешного образования и ориентации в мире профессий. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты формируются в соответствии с основными образовательными программами Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Бориса Митрофановича Ляха г.Туапсе, муниципального образования Туапсинский район (далее - МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе) в части реализации общеобразовательных программ по уровням образования. Для среднего общего образования: достижение уровня общекультурной, методологической компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего образовательному стандарту средней школы. Особенности и специфика образовательной организации МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе создает условия для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общедоступного и 2 бесплатного образования в соответствии с ФГОС СОО, обеспечивает воспитание, обучение и развитие. Реализуемые основные общеобразовательные программы МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе осуществляет образовательный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой среднего общего образования по ФГОС СОО в 10-11 классах, утверждённой педагогическим советом МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе (протокол №1 от 26.08.2020 г.), с изменениями, утверждёнными педагогическим советом МБОУ СОШ №2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе (протокол №1 от 29.08.2022 г.). Нормативная база для разработки учебного плана общего образования Учебный план на уровень среднего общего образования составлен на основании следующих нормативно - правовых документов: Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413(в действующей редакции); Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции); Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12.04.2021 г. №1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических изменений» (в действующей редакции); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (в действующей редакции); . Постановление главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); 3 Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования» (в действующей редакции); Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе утверждённая педагогическим советом МБОУ СОШ №2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе (протокол №1 от 26.08.2020 г.) с изменениями, утверждёнными педагогическим советом МБОУ СОШ №2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе (протокол №1 от 29.08.2022 г.). Режим функционирования СОШ №2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПин СанПиН 2.4.3648-20 и Уставом СОШ №2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе. 1. Календарные периоды учебного года 1.1. Дата начала учебного года: 1 сентября 2022 г. 1.2. Дата окончания учебного года (10-е классы): 24 мая 2023 г.; 1.3. Дата окончания учебного года (11-е классы): 24 мая 2023 г. 1.4. Продолжительность учебного года: – 10-е классы – 34 недели; – 11-е классы – 34 недели без учета государственной итоговой аттестации (ГИА). 2. Периоды образовательной деятельности 2.1. Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях и рабочих днях 10-11 класс Учебный Дата Продолжительность период Начало Окончание I четверть 01.09.2022 28.10.2022 8 недель 2 дня II четверть 07.11.2022 23.12.2022 7 недель III четверть 09.01.2023 24.03.2023 10 недель IV четверть 03.04.2023 24.05.2023 7 недель 3 дня * Сроки проведения ГИА для обучающихся 11 классов обучающихся устанавливает Рособрнадзор. 2.2. Продолжительность каникул: 10-11 классы 4 Каникулярный период Осенние каникулы Зимние каникулы Весенние каникулы Итого Дата Начало Окончание 29.10.2022 06.11.2022 Продолжительность каникул 8 24.12.2022 08.01.2023 25.03.2023 02.04.2023 15 8 31 день Для обучающихся 11-х классов учебный год завершается в соответствии с расписанием ГИА. В календарном учебном графике период определен примерно. 3. Режим работы МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе Период учебной деятельности 10–11-е классы Учебная неделя (дней) 5 Урок (минут) 40 Перерыв (минут) 10-20 Периодичность промежуточной аттестации По четвертям 4. Распределение образовательной недельной нагрузки Образовательная деятельность Недельная нагрузка в академических часах 10-й класс 11-й класс Урочная 34 34 Внеурочная До 10 часов До 10 часов 5. Расписание звонков и перемен Мероприятие Время Продолжительность 1-й урок 08.00 — 08.40 40 минут 1-я перемена 08.40 – 08.50 10 минут 2-й урок 08.50 — 09.30 40 минут 2-я перемена 09.30 – 09.40 10 минут 3-й урок 09.40 — 10.20 40 минут 3-я перемена 10.20 – 10.40 20 минут 4-й урок 10.40 — 11.20 40 минут 4-я перемена 11.20 – 11.30 10 минут 5-й урок 11.30 — 12.10 40 минут 5-я перемена 12.10 – 12.20 10 минут 5 6-й урок 6-я перемена 7-й урок 12.20 — 13.00 13.00 – 13.10 13.10 — 13.50 40 минут 10 минут 40 минут Внеурочная деятельность через 40 минут после окончания последнего урока. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность», приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Министерство просвещения России) приказ №766 от 23.12.2020 года «о внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254. Особенности учебного плана Особенности учебного плана представляются с учетом основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 им. Б.М. Ляха г.Туапсе. В структуру учебного плана СОО МБОУ СОШ №2 им. Б.М. Ляха г.Туапсе входит: обязательная часть включающая учебные предметы федерального компонента, создающая единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; и часть, формируемая участниками образовательных отношений, включающая учебные предметы регионального компонента, отвечающие целям региональной образовательной политики, и компонента образовательного учреждения, обеспечивающего индивидуальный характер обучения и развития школьников в соответствии с их потребностями. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Сочетание базовых и профильных предметов учебного плана учитывает нормативы учебного времени, установленные СанПиН 2.4.3648-21. В 2022-2023 учебном году МБОУ СОШ №2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе в 10-11 классах реализует обучение по одному профилю – универсальному. Изучение предметов – русский язык и математика осуществляется на углубленном уровне с 6 сохранением еженедельной организационной и содержательной структуры преподавания. Увеличение часов, отводимых на изучение предмета производится за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений по 1 часу в 10 и 11 классах за счет элективного курса «решение текстовых задач». Углубленное изучение русского языка обеспечивается также за счет часов, из части плана, формируемой участниками образовательных отношений. В 10 классе углубленное изучение достигается за счет 2-х дополнительных часов, а в 11 классе за счет 1 дополнительного часа и 1 часа элективного курса «Русское правописание. Орфография» В 10 классе 2 часа учебного плана из части, формируемой участниками образовательных отношений, отводится на курс «Индивидуальный проект». Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (68 часов).и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. Защита индивидуального проекта, является формой промежуточной аттестации. Региональная специфика учебного плана Региональной спецификой учебного плана является ведение учебного предмета «Кубановедение» в 10-11 классах по 1 часу в неделю, из части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений в 11-х классах направлена на увеличение часов учебных предметов обязательной части учебного плана на базовом уровне, введение дополнительных учебных предметов и курсов по выбору. Ведение дополнительного учебного предмета «Кубановедение» в 10-11 классах является региональной спецификой учебных планов ФГОС СОО. Главная цель Кубановедения как учебного предмета - сформировать целостное представления о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации; воспитать любовь к малой родине, бережное отношения к её природе, гордость достижениями жителей Кубани, творцов её литературы, музыки и других видов искусства. Элективные учебные предметы В 10-11 классах предполагается изучение курсов по выбору с учетом образовательных интересов обучающихся, обеспечивающих углублённое изучение предметных областей, учебных предметов, соответствующих образовательной программе МБОУ СОШ №2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе. Курсы по выбору: «Решение текстовых задач» (68 часов за 2 года обучения). Данная программа курса способствует развитию внимания обучающихся, углублению 7 математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, а также способствует изучению смежных дисциплин, что позволяет сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры; ·научить анализировать текстовые задачи, разбивать их на составные части. «Русское правописание. орфография» (68 часов за 2 года обучения) с целью повышения грамотности учащихся, развития культуры письменной речи; «Право » (34 часа в 11 классе) позволяет изучить ведущие нормы национального законодательства, знакомит с важными правилами и проблемами международного права. Основные содержательные линии данной образовательной программы отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. «Экономика» (34 часа в неделю в 11 классе) включает основы экономических знаний, микро- и макроэкономики в основном на теоретическом уровне. Практическая часть обосновывает значение экономических знаний в реальной жизни. «Финансовая грамотность» (11 класс, 34 часа в неделю) – изучение курса направлено на приобретение опыта решения задач на управление личными финансами на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий. «Я – гражданин (Экология и человек)» (11 класс, 34 часа) Программа рассматривает глобальные изменения, .произошедшие антропогенной среде включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии. Особое значение уделяется активной гражданской позиции человека в деле защиты окружающей среды. Проводится ознакомление с позитивными мировыми практиками защиты природы.Цель курса: сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания. Деление классов на группы Деление классов на группы производится в 11 классе при изучении предметов «Английский язык», «Информатика. В 10 классе деление на группы не осуществляется. Учебные планы для 10-11 классов Таблица - сетка часов учебного плана для 10-11 классов прилагается (Приложение) Формы промежуточной аттестации обучающихся Для учащихся 10-11 классов учебный год делится на полугодие, по завершении которых выставляются итоговые отметки. Промежуточная аттестация проводится на основе отметок, полученных обучающимися за указанный период. 8 При промежуточной аттестации и текущем контроле используется 5-х балльная система оценивания (минимальный балл - 2, максимальный - 5). Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы, теста, зачета, защиты индивидуального проекта и др. (на усмотрение учителяпредметника). Текущий контроль у учащихся 10-11 классов по предметам, не предполагающим балльного оценивания («»Право», «Экономика», «финансовая грамотность», «Экология и человек», «Решение текстовых задач») осуществляется без фиксации учебных достижений в виде отметок. По итогам аттестационных периодов (полугодий) по этим предметам используется безоценочная система, в электронный журнал АИС СГО выставляется «н/оц» (не оценивается) или «осв» (освоен). Текущий контроль по предмету «Индивидуальный проект» предполагает бальное оценивание. По результатам полугодий в электронный журнал АИС СГО выставляется отметка. Годовая оценка по предмету выставляется в АИС СГО в соответствии с результатами защиты индивидуального проекта, зафиксированного в «Протоколе защиты индивидуального проекта». Результаты промежуточной аттестации по учебным предметам по каждому обучающемуся выставляются в электронном журнале АИС СГО – по итогам полугодия и года, в личном деле – по итогам года. Промежуточная аттестация и текущий контроль регламентируется положением «Положение о форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе (утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г.Туапсе от 08.02.2022 № 49). Формы промежуточной аттестации: Предмет 10-11 класс Математика Контрольная работа Физика Лабораторная работа, контрольная работа Химия Контрольная работа Биология Тестовая работа Информатика Контрольная работа Русский язык Тестовая работа Литература Сочинение Промежуточная аттестация проводится без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана в сроки: c 19 декабря 2022 г. по 26 декабря 2022 г.; c 8 мая 2023 г. по 19 мая 2023 г.; 7. Учебные сборы для юношей 10-го класса Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 часов). 9 Учебные сборы проводятся по срокам, установленным постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. 10 Приложение УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ при пятидневной учебной неделе 10 класс 2022-2023 учебны год и 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Уровень Количество часов в неделю Классы 10 11 (2023(2022- 2024) 2023) Всего часов Кол-во часов на уровень Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Литература Родной язык и родная литература Родной язык Родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественные науки Естественные науки Естественные науки У Б 2 3 2 3 4 6 136 204 Иностранный язык (английский) Математика Информатика История Обществознание География Астрономия Б 3 3 6 204 У Б Б Б Б Б 6 1 2 2 1 1 6 1 2 2 1 – 12 2 4 4 2 1 408 68 136 136 68 34 Физика Химия Биология Основы безопасности жизнедеятельности Б Б Б Б 2 1 1 1 2 1 1 1 4 2 2 2 136 68 68 68 4 136 55 1870 2 2 2 2 68 68 68 68 Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая Физическая Б 2 2 культура, экология культура и основы безопасности жизнедеятельности Итого 28 27 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык У 1 1 Русское правописание. Орфография ЭК 1 1 Решение текстовых задач ЭК 1 1 Индивидуальный проект ЭК 2 11 Кубановедение Профориентационный курс Основы финансовой грамотности Трудные вопросы обществознания Итого Максимально допустимая недельная нагрузка ЭК ЭК ЭК ЭК 1 6 34 12 1 1 1 1 7 34 2 1 1 1 13 68 68 34 34 34 442 2312 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11 класс 2022-2023 учебный год Предметные области Учебные Урове предметы нь Классы Обязательная часть Русский язык Русский язык и литература Количество часов в неделю 11 Всего часов Кол-во часов на уровень У 2 2 68 Литература Родной язык Родная литература Б Б Б 3 3 102 Иностранный язык Математика Информатика Б 3 3 102 У Б 6 1 6 1 204 34 История Б 2 Обществознание Б 2 Естественны Физика Б 2 е науки Химия Б 1 Биология Б 1 Физическая Основы Б 1 культура, безопасности экология и жизнедеятельнос основы ти безопасности Физическая Б 2 жизнедеятель культура ности Итого 26 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык У 1 Решение текстовых задач ЭК 1 Кубановедение ЭК 1 Русское правописание. ЭК 1 Орфография Финансовая грамотность ЭК 1 Экономика 1 ЭК 2 2 2 1 1 1 68 68 68 34 34 34 2 68 26 884 1 1 1 1 34 34 34 34 1 1 34 34 Право ЭК 1 1 34 Я –гражданин. Экология и человек Итого Максимально допустимая недельная нагрузка ЭК 1 1 34 8 34 8 34 272 1156 Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественн ые науки 13